НОУ "Средняя общеобразовательная школа №38 ОАО "РЖД" г. Мичуринска

   
   
 

 

   
 

   
 

   
 

   
 

   
 

   
 

   
 

   
 

   
 

   
 

   
 

 

   
 
 

 Страничка психолога  

   

Кружок "Познай себя"   Рекомендации: ЕГЭ, ученикам


  Школьный психолог

 

Манаенкова Марина Анатольевна

Педагог-психолог 1 категории
 
Стаж работы в данной должности - 15 лет


Победитель муниципального конкурса «Педагог-психолог года - 2012», лауреат III областного конкурса "Педагог-психолог года - 2012".

 
  Здравствуйте, друзья!

   В нашей школе работает психологическая служба.
   В жизни каждого человека, независимо от пола, возраста и характера, бывают ситуации, когда ему требуется помощь психолога. Кто такой психолог? Это специалист, который лечит душой. Бывает, что ребенку или подростку требуется помощь в решении некоторых жизненных ситуаций: конфликт с одноклассниками, неуспешность в школе, отсутствие взаимопонимания с родителями.
   Впрочем, каждый из нас ответственен за свою жизнь и поступки, поэтому обращение за такой помощью является делом исключительно добровольным! Давайте попробуем конкретно разобраться, какую помощь может оказать психолог!
   Вот лишь некоторые способы психологической помощи:
   - познание себя - определение собственных интересов, склонностей, способностей: память, внимание, особенности мышления, способности и задатки;
   - личностное консультирование по вопросам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, принятие собственных особенностей: низкая самооценка, отсутствие друзей, общение с противоположным полом;
   - тренинговые групповые занятия: «Как успешно сдать экзамены?», «Отработка навыков уверенного поведения» и др.
   В специально организованной беседе мы можем рассмотреть Вашу жизненную ситуацию со всех сторон, оценить имеющиеся ресурсы, попытаться понять мотивы поступков Ваших близких.
   Вы спросите, зачем это нужно? Может быть, для того, чтобы Вы могли стать чуточку счастливее?! Поверьте, в нас самих для этого есть все, только нужно уметь воспользоваться такой возможностью.
   Кажется, что обратиться к психологу очень трудно и даже страшно: вдруг кто-нибудь еще узнает о Ваших секретах?!
  На самом деле, в профессиональном психологическом сообществе действуют закон конфиденциальности – анонимности обращения.
   Поэтому, все, что Вы пожелаете рассказать, останется между нами!
  По действующему этическому Кодексу самостоятельное обращение к психологу детей и подростков (без согласия родителей) разрешается с 14 лет!

 

   К ОГЛАВЛЕНИЮ

 
  Психологический кружок "Познай себя"

   С начала этого учебного года в школе начал свою работу психологический кружок «Познай себя». Педагогом-психологом Манаенковой Мариной Анатольевной была разработана развивающая программа «Мир психологии». Целью данной программы является создание комплекса занятий по оказанию психологической помощи в обучении и развитии школьников. Вышеуказанная цель достигается в ходе решения следующих задач:
   - воспитание произвольного внимания в развитие его основных свойств;
   - развитие визуальной и аудиальной памяти;
   - развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
   - развитие сенсомоторики, уверенности руки и точности движения;
   - снятие эмоциональной напряжённости.
   Одним из важных направлений в решении этих задач выступает создание в школе условий, обеспечивающее полноценное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.
   Целесообразность проведения со школьниками развивающих занятий, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сферы ребёнка, внимания, памяти, пространственного воображения и ряда других функций, обусловлена уникальностью данного возрастного периода, характеризующегося повышенной сензитивностью. Именно в указанный период времени у ребёнка наиболее интенсивно протекает процесс физиологического созревания основных мозговых структур, что даёт возможность эффективного воздействия на его интеллектуальную и личностную сферу.
   Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы тренинга, раздаточный материал, сказки, головоломки, ребусы. В процессе изучения программы используется разнообразные методы обучения: игровые методы (психологические игры, ролевые игры и др.), обсуждение заданий и упражнений, беседа, наблюдение, сказкотерапия и др.
   Можно выделить следующие формы работы на занятиях: индивидуальная работа, работа в парах, работа в микро–группе, групповая работа.
   Коллективные игры, направленные на развитие произвольного внимания, моторно-слуховой памяти, мышления - способствуют созданию положительного эмоционального фона, повышению уверенности в себе, устранению страхов, сплочению группы, произвольному контролю;  упражнения на развитие сенсомоторики - развитию глазомера, уверенности руки в точности движения.

 

   К ОГЛАВЛЕНИЮ

Рекомендации психолога

 

Единый государственный экзамен: психологическая подготовка
 

 Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников еще и потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники готовы к взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен их возможностям. Поэтому результаты выпускных экзаменов имеют для детей особую значимость.
   Процедура прохождения Единого государственного экзамена - деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций.
   Можно выделить некоторые наиболее значимые психологические характеристики, которые требуются в процессе сдачи Единого государственного экзамена:
   - высокая мобильность, переключаемость;
   - высокий уровень организации деятельности;
   - высокая и устойчивая работоспособность;
   - высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
   - четкость и структурированность мышления;
   - сформированность внутреннего плана действий.

   Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. Ниже приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики.

   Когнитивные трудности
   Это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Хотя в настоящее время метод тестирования все шире применяется для проверки знаний учащихся, но реальность школьной практики не успевает за изменениями. В большинстве случаев обучение проводится традиционными методами. Вместе с тем, тестирование предполагает формирование особых навыков: умения выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных, умения оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста. Традиционное обучение на этом, как правило, не заостряет внимание. Напротив, акцент делается на связности изложения, умении выстраивать взаимосвязи в рамках отдельной темы
   Процедура ЕГЭ требует особой стратегии деятельности: ученику необходимо определить для себя, какие задания и в каком соотношении он будет выполнять. И здесь мы сталкиваемся еще с одной специфической проблемой. При традиционной форме проведения экзамена способы подготовки и организации деятельности во время экзамена более или менее одинаковы. На письменном экзамене ученики имеют набор заданий, с которым они должны справиться, на устном экзамене ученикам необходимо изложить заранее выученное содержание экзаменационного билета. Как правило, вариантов здесь не предусмотрено. На ЕГЭ определение стратегии деятельности становится ключевым моментом, поскольку это во многом определяет экзаменационную оценку. Следование какой-то рекомендуемой, а не индивидуальной, эффективной для себя стратегии работы может привести к тому, что человек делает не то, что ему удобно, а то, как ему сказали, что, в конечном счете, приводит к снижению результата.
   Выбор оптимальной стратегии может представлять некоторую трудность для ученика. На этот выбор оказывает влияние множество факторов.
   Например, он может зависеть от уровня притязаний учащегося. Неумение адекватно оценивать свои возможности (завышенный или заниженный уровень притязаний) может привести к выбору неэффективной для себя стратегии (например, попытка обязательно, во что бы то ни стало решить задание части С, не доделав задания части А). Выбор стратегии, несоответствующей ожидаемому и возможному результату, может быть обусловлен и тем, что у ученика отсутствует информация о том, каким образом работа будет оцениваться, то есть фактически о том, к какому результату приведут те или иные стратегии.
   Выбранная стратегия определяет также особенности планирования и распределения времени. Для того чтобы справиться с заданиями ЕГЭ, требуется рационально распределить имеющийся временной промежуток в соответствии с выбранной страте­гией и сложностью каждого задания: решить, сколько времени отвести на задания каждой группы, причем, скажем, на задания группы А его требуется меньше, чем на задания группы С. Неумение выпускника планировать время приводит к тому, что у него возникает страх не успеть, а это, в свою очередь, способствует нерациональному распределению времени и отрицательно влияет на результат.
   Таким образом, для преодоления когнитивных трудностей необходимо двигаться в двух направлениях: осваивать навыки работы с тестами и помогать выпускнику вырабатывать индивидуальную стратегию деятельности. И если навыки работы - это в большей степени педагогическая задача, то выработка индивидуальной стратегии - это задача психологическая.
   В данном контексте индивидуальная стратегия деятельности - это совокупность приемов и способов, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик, и которые позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене.

   Личностные трудности
   Эти затруднения обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Прежде всего стрессовой является сама ситуация экзамена. На экзамене ученик должен за ограниченное количество времени продемонстрировать свои знания по определенному вопросу или справиться с предложенными заданиями, причем результаты этой деятельности будут оцениваться. На экзамене ребенок показывает, чего он на самом деле добился, каковы в действительности его знания. Традиционно в нашей школьной системе экзамены наделяются особой значимостью, а успешность или неуспешность ученика при сдаче экзамена активно обсуждается родителями и педагогами: «Все экзамены сдал на пятерки!» или «Ужас, завалил математику». Экзамен - это не просто рядовая проверка знаний, это кульминационный момент, готовиться к которому начинаются заранее: «Как же ты с такими знаниями будешь сдавать экзамены?!» Стресс на экзамене связан с тем, что эта процедура напрямую связана с самооценкой подростка: насколько я действительно умен, насколько могу справиться с предложенными мне заданиями? Дефицит времени значительно повышает тревогу ученика, у него появляется страх «не успеть».

   Что усугубляет психологические трудности выпускника?
   Прежде всего, это отсутствие полной и четкой информации о процедуре Единого государственного экзамена. При традиционной форме сдачи экзамена ученик может рассчитывать на поддержку со стороны взрослых, старших товарищей, учителей. Все они, так или иначе, сталкивались с экзаменами на различных этапах своей жизни и могут поделиться опытом: «Когда я сдавал экзамены (заканчивал школу и т.д.), я делал так». ЕГЭ - это нечто новое не только в опыте ученика, но и в опыте окружающих его людей. Они не могут поддержать его, потому что у них это было не так! Известно, что дефицит информации повышает тревогу. В ситуации ЕГЭ фактически этот дефицит не может компенсировать никто: ни родители, ни учителя, ни старшие товарищи.
   Традиционно ситуация экзамена в школе во многом смягчается тем, что учеников окружают знакомые люди. Вне зависимости от того, как учителя относятся к подростку, их поведение предсказуемо, что во многом способствует снижению тревоги, которую он испытывает. Фактически на традиционном экзамене ученик, с одной стороны, находится в ситуации большей психологической защищенности. С другой стороны, конечно, эта защищенность может оборачиваться необъективностью педагога («Это не я так плохо знаю, это меня учитель завалил»). Но даже такая необъективность может поддерживать ученика, поскольку позволяет ему «сохранить лицо»: обесценивание учителя помогает поддерживать собственную самооценку, а мысль о том, что «вступительные экзамены в институт еще покажут, как я знаю на самом деле», тоже снижает тревогу.
   При сдаче ЕГЭ выпускники лишены такой поддержки. Там все чужое: люди, учащиеся, помещение. Принимают и оценивают результаты экзамена незнакомые люди, что приводит к повышению тревоги и недостаточной сконцентрированности на задании.
Раньше выпускные экзамены традиционно считались своего рода «репетицией» вступительных экзаменов, что в значительной мере способствовало снижению тревоги при поступлении в институт. ЕГЭ - это сразу два экзамена - выпускной и вступительный, что повышает его субъективную значимость, а следовательно, и уровень тревоги учащихся.
   Подводя итоги, отметим, что основное следствие личностных трудностей - это повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Тревога - это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность. Поэтому преодоление личностных трудностей прежде всего должно быть направлено на снижение тревоги.

   Процессуальные трудности
   Это проблемы, которые связаны с самой процедурой Единого государственного экзамена. Мы уже говорили о том, что эта процедура во многом имеет инновационный, непривычный для детей характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.
   Можно выделить несколько групп процессуальных трудностей.
   Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов. Процедура Единого государственного экзамена предполагает особую форму заполнения бланков, которая является непривычной для учащихся. Обычно выпускники фиксируют свои ответы на том же листе, где записаны вопросы, по необходимости пользуясь черновиком. Задание и ответ в такой ситуации представляют собой нечто целостное, что позволяет также при проверке обнаружить возможные ошибки. Процедура ЕГЭ разводит вопрос и ответ, что создает школьникам дополнительные сложности. У них может возникнуть страх ошибиться при заполнении бланка, и такие ошибки действительно могут появиться у детей с проблемами внимания. Возможны также трудности с кодированием-раскодированием информации (соотнесением содержания и соответствующего ему номера).
   Трудности, связанные с непривычной ролью взрослого. Обычно на экзамене педагог, особенно работающий в данном классе, совмещает функции поддержки и оценки. В ситуации ЕГЭ присутствующие педагоги - это только наблюдатели, что также может повышать тревогу у выпускников.
   Трудности, связанные с критериями оценивания ответа. Контраст с привычными проверочными процедурами действительно велик (обычно - личный контакт с экзаменатором, здесь - отсутствие такового, обычно - развернутый цветистый ответ, здесь - лаконичный и т.п.).
   Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей. ЕГЭ предоставляет выпускнику значительно более активную позицию, нежели традиционная школьная система. Обычно ученики не имеют права оценивать содержание предлагаемого им задания и тем более оспаривать полученные ими оценки, тогда как процедура ЕГЭ предполагает обе эти возможности. Естественно, что в ситуации традиционного школьного обучения у обучающегося не формируется умение открыто заявлять о себе (задавать уточняющие вопросы, заявлять о своих правах), тем более в незнакомой аудитории, незнакомому взрослому.
   Следствием такого рода трудностей может явиться пропуск возможных шансов апелляции.
   Процессуальные трудности вызваны в основном недостаточным знакомством с процедурой экзамена, и их преодоление должно ориентироваться на овладение детьми специфическими навыками, определяемыми особенностями процедуры ЕГЭ.
   Итак, очевидно, что природа возможных трудностей не только педагогическая, но и психологическая. Поэтому психологическая подготовка к Единому государственному экзамену представляется нам совершенно необходимой. Заниматься этим может не только психолог. Для того чтобы обеспечить полноценную психологическую подготовку, очень важно объединить силы всех вовлеченных сторон: выпускников, педагогов, родителей.
   Психологическая подготовка выпускников к Единому государственному экзамену должна состоять из нескольких компонентов. Фронтальная подготовка учащихся, предоставляющая им необходимую информацию о правилах и нормах процедуры Единого государственного экзамена и направленная на выработку индивидуального стиля работы.
   Выработка индивидуальных стратегий поддержки для конкретных учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
   Привлечение родителей: ознакомление их со спецификой Единого государственного экзамена.
   Ситуация Единого государственного экзамена является сложной практически для всех выпускников. Вместе с тем различные группы учащихся могут испытывать специфические трудности в зависимости от особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы.

 

   К ОГЛАВЛЕНИЮ

Рекомендации психолога ученикам

 

Как спастись от одиночества
 

1. Если ты одинок - подумай, что можно сделать, чтобы это исправить.

2. Помечтай, поразмысли, как ты реализуешь свои мечты.

3. Найди среди своих знакомых, друзей, близких и приятелей хороших людей. Подумай об их жизни. О твоих отношениях с ними.

4. Не пугайся, когда остаешься один на один с собой — это необходимо, чтобы повзрослеть.

5. Подумай, есть ли такие люди в твоем окружении, с которыми ты не общаешься. Почему?

6. Оставаясь наедине с собой, не придумывай себе занятие, а поразмышляй, почитай.

7. Каждый человек иногда испытывает чудовищное одиночество. Тебе кажется, что ты один такой на целом свете, но это не так. Рядом обязательно кто-то есть, только его надо заметить.

8. Помни, что человек, который испытывает чувство одиночества, забывает о том, что его окружают люди. Сделай что-либо приятное для родителей, друзей, сестры или брата. Это поможет сблизиться с ними, наладить контакт. Помогай, и помогут тебе!

9. И, наконец, ты действительно одинок или тебе это только кажется?

 
 

Как снять стресс
 

1. Ты можешь испытывать психическое или физическое напряжение. Тебя могут одолевать новые ощущения. Ты взволнован, ты испытываешь чувство беспокойства. Очень может быть, что рядом бродит стресс!

2. Признаки стресса узнаваемы: потливость, бессонница, ощущение подавленности, повышенное кровяное давление и т. д. Наблюдай за собой.

3. Борьба со стрессом заключается в том, чтобы не копить дурные эмоции. Если ты зол, не раскручивай свою злобу. И не выплескивай ее на окружающих, так как рискуешь остаться один.

4. Если случается что-то действительно из ряда вон выходящее и ты должен принять решение, но эта мысль приводит тебя в ужас, вспомни старинную русскую пословицу: "Утро вечера мудренее!". Это означает — с проблемой нужно ночь переспать. Поэтому необходимо лечь спать или заняться чем-либо отвлеченным. Отдохни от беспокойства и увидишь новые перспективы.

5. Выдели в своей жизни моменты, которые никак не сможешь изменить, и перестань беспокоиться по их поводу. Не наказывай себя за уже сделанные ошибки беспокойством и тоской. Сделай так, чтобы это не повторялось.

6. Твоя жизнь не будет такой мрачной, если ты поймешь, что имеешь очень много: ты не голодаешь, у тебя есть дом, любящие тебя люди — семья, ты не глуп, даже если тебе это кажется. Всегда можно найти что-то хорошее.

7. Тебе плохо, попробуй поговорить с родителями. Если это не удалось, то найди того человека, которому доверяешь, и поговори с ним. Носить все в себе вредно для здоровья. Задумайся над этим!

8. Помогают избавиться от стресса занятия спортом и любимым делом. Физические упражнения улучшают мышечный тонус, а вместе с ним настроение становится лучше.

9. Если подавленность не проходит несколько недель, обратись к врачу-невропатологу. Может, причина твоей хандры в болезни?

10. И последнее: время обязательно залечит раны! Не углубляйся в депрессию - ищи решение!

 

   К ОГЛАВЛЕНИЮ

 

Общение с товарищами
 

1. Узнай лучше самого себя. Найди в себе интересные качества - это поможет привлечь к себе сверстников и сохранить объективное суждение о других людях.

2. Развивай в себе чувствительность и внимание к внутреннему миру другого
человека. Старайся при разговоре задавать вопросы, которые интересовали бы твоего собеседника.

3. Помни, каждый достоин уважения, так как он - человек. Относись к другим так, как бы ты
хотел, чтобы относились к тебе.

4. Проявляй чаще интерес к другому человеку. Научись находить в нем хорошее.

5. Не замечай мелкие недостатки товарища. Ты же тоже их не лишен.

6. Развивай умение понимать юмор. Старайся отшучиваться, если кто-то иронизирует по поводу
твоей внешности или успеваемости.

7. Умей выслушать товарища, учись вести диалог, а не говорить монологи.

8. Учись мыслить творчески, занимайся чем-нибудь интересным - это притягивает.

9. Если ты теряешь друга, подумай, может быть, вы оба изменились, выросли, поэтому и
расстаетесь. Всегда можно найти новых друзей. Только настоящие друзья останутся с тобой на всю жизнь!

 
 

Отношения с родителями
 

1. Проявляй участие к своим родителям. Они устают на работе, дома. Порадуй их чем-нибудь. Это помогает наладить контакт.

2. Постарайся объясняться с родителями человеческим языком - это даст лучший результат, нежели крики и хлопанье дверьми.

3. Попроси родителей рассказать о своей юности, о конфликтах с родителями. Это приведет к более глубокому пониманию между вами.

4. Помни, что иногда у родителей бывает просто плохое настроение. Постарайся не устраивать в это время дома шумных вечеринок.

5. Если родители ведут себя с тобой, как с маленьким ребенком, напомни вежливо им, что ты уже повзрослел и хотел бы вместе с ними решать проблемы, связанные с твоей жизнью.

6. Дай понять родителям, что ты нуждаешься в их совете и помощи. Это поможет установить дома благоприятную обстановку.

7. Разговаривай со своими родителями, сообщай им новости твоей жизни.

8. Старайся не обманывать родителей. Тайное все равно становится явным.

9. Помни, что родители тоже могут совершать ошибки. Будь снисходителен.

10. Родительский запрет чаще всего оказывается правильным решением. Задумайся, что бы произошло, если бы тебе было позволено все!

11. Если произошла ссора и ты чувствуешь себя виноватым, найди в себе силы подойти первым. Уважение ты не потеряешь, поверь.

12. Работа по дому служит отличной подготовкой к самостоятельной жизни. Отнесись к ней с пониманием.

13. Возвращение домой к определенному времени — это способ оградить тебя от неприятностей, то есть мера безопасности. Если задерживаешься, обязательно позвони, они же волнуются! Побереги их для себя.

 

   К ОГЛАВЛЕНИЮ

 

Школа и Ты
 

1. Если школа кажется тебе каторгой, подумай и найди в ней что-нибудь хорошее, так как ходить в школу тебе все равно придется. А придется потому, что без образования ты не найдешь себе места в жизни. Это создаст тебе очень большие проблемы.

2. Относись к учителям терпимо, с пониманием, так как все равно тебе придется экзамены сдавать и контрольные писать.

3. Если учитель избирает тебя объектом для насмешек, останься после уроков, поговори с ним. Скажи, что тебе не нравится быть такого рода объектом, если не поможет, поговори с родителями.

4. Учитывай, что бесполезных предметов не бывает. Ведь сейчас неизвестно, чем ты будешь заниматься в дальнейшем. А также стоит понимать, что параллельно у тебя развивается речь, умение мыслить, тренируется память и усидчивость. Не жалей о потраченном времени.

5. Не старайся воевать с учителем, который справедливо ставит тебе "двойку", даже если этого очень хочется из-за раздражения или обиды на себя. Ни к чему хорошему это не приведет, тем более такое поведение осложнит тебе дальнейшую жизнь на уроках учителя.

6. Если тебя вызвали к директору, никогда не старайся вести себя вызывающе, но и не умоляй. Внимательно выслушай, что тебе скажут. Скажи спокойно и уверенно, что ты допустил ошибку и в будущем будешь думать, прежде чем поступать подобным образом.

7. Если тебя к неприемлемому поведению на уроке склоняют товарищи, скажи, что у тебя сегодня нет настроения или ты очень занят чем-нибудь не относящимся к уроку. Это принесет тебе меньше вреда, чем шутовство, следствием чего может стать вызов в школу родителей.

8. Держи тетради в порядке, это помогает учителю понять, что ты стараешься. Постарайся на каждом уроке тратить хотя бы 15 минут для активного занятия уроком.

 
 

Профилактика экзаменационного стресса
 

   Закачивается учебный год, впереди вас ждут экзамены. Вы готовы к ним? Что вы испытываете накануне?
   Фактор тревожности в предэкзаменационный период со слов самих школьников выражается:
   - в чувстве изоляции и разобщенности, о чем не могут рассказать ни родителям, ни учителям;
   - в паническом беспокойстве, которое не в силах преодолеть;
   - в состоянии неуверенности в своих силах, нередко выражаемое жалобой на то, что нет "своих мыслей в голове";
   - в ощущении, что ничего не смогут успеть в оставшееся до экзаменов время;
   - в растерянности, из-за неумения отделить главное от второстепенного.

   Экзамен - это, безусловно, напряжение. Разубеждать вас в этом не станем. Но давайте будем относиться к ним, как к факту в биографии, как к рубежному шагу: через это все проходили, от этого не умирают.

   Как же нужно относиться к экзаменам?
   Самое главное - не преувеличивать и не преуменьшать его значение. А с чем можно его сравнить? Наверное, с итоговой контрольной работой в конце года, но только добавляется еще устный ответ. В народе говорят: "Во всем плохом есть что-то хорошее". Давайте и мы с вами попробуем найти плюсы в этом пугающем слове " экзамен".
   Во-первых, это бесплатный тренировочный шанс для поступления в высшую школу.
   Итак, что же мы имеем со сдачи экзаменов?
   - Перевод в следующий класс (для 9 классов)
   - Получение аттестата
   - Тренировка
   - Проверка своих способностей и возможностей
   А еще, экзамен - это последняя возможность подставить плечо другу. Совсем скоро вы расстанетесь, возможно, навсегда. Не теряйте ни минуты. Попробуйте готовиться группами по 2-3 человека. Первый усвоил один вопрос, второй - другой. Рассказали друг другу прочитанный материал. Каждый побывал в роли отвечающего и учителя, объясняя товарищу тот или иной вопрос.

   Подумайте, на что вы рассчитываете, идя на экзамен?
   - На шпаргалки? (многие психологи "за" шпаргалки, которые вы писали сами. В нужный момент нужная информация всплывет в вашей памяти, потому что при письме у вас включается и зрительная, и моторная память).
   - На родителей? (имейте в виду, что родители не всегда знают о реальном положении дел по тому или иному предмету).
   - На себя? (проведите ревизию знаний. Четко оцените свои сильные и слабые стороны знаний по предметам. Быстро ликвидируйте пробелы. Если нужно - позанимайтесь с репетитором. Помните, незнание ведет к незапланированным неудачам, а они сейчас вам совсем не нужны).
   - Наплевать на все? (чем меньше знаем, тем больше гуляем).

   Как ни банально это звучит, но для успешной сдачи экзаменов нужен элементарный режим дня.
   Сон - 8 часов
   Свежий воздух - 4 часа в день. Идет большой поток информации. Для ее усвоения необходим кислородный обмен. Будет ли у вас "чистый" отдых или вы будите заниматься на пенечке в лесочке либо на балконе - решать вам.
   Питание - четырехразовое. Введите добавки: мед, орехи, витамины. Исключите кофе. Пейте фиточай.

   Во время подготовки к экзаменам вам придется пересмотреть огромную гору литературы.
   Как быть?

   Умение работать с текстом.
   1. Обзор и просмотр. Ознакомьтесь с оглавлением, просмотрите введение. Найдите резюме ( если есть ) - получите представление о книге.
   2. Анализ. Задумайтесь: для чего вы читаете книгу? Грамотный читатель извлечет из книги нужную информацию за короткий промежуток времени.
   3. Ориентация. Перед прочтением раздела ознакомьтесь с заголовками подразделов. Ваше чтение тогда будет целенаправленным и осмысленным.
   4. Активное чтение. По мере чтения выделяйте ключевые мысли, точно формулируйте их на бумаге.
   5. Развитие мысли. Опираясь на записи, проверьте насколько хорошо вы усвоили прочитанное. Попробуйте изложить свою точку зрения.

   Навыки запоминания.
   1. Ключевые фразы и идеи заносим на бумагу. Не выписывайте целые предложения или абзацы.
   2. Вводные предложения. Задерживаем на них свое внимание в каждом абзаце. Особенно если абзацы большие.
   3. Авторские выводы. Вдумчиво ознакомьтесь с ними.
   4. Сигнальные фразы типа подводя итоги, таким образом, суть вопроса состоит. Не пропустите их. Они говорят о важном.
   5. Схемы. После прочтения проверьте, что запомнили и отразите свои мысли в виде схемы.
   Запоминание напрямую зависит от понимания. Что хорошо понятно, то лучше и быстрее запоминается.

   Внимание-Ошибка!
   1. Анализ экзаменационных работ показывает, что ошибка, сделанная в самом начале выполнения задания, влечет за собой другие, что приводит к неверному итоговому результату. Не спешите!
   2. Многие ученики дают прекрасные ответы, но: не на поставленные вопросы. Четко определите, что от вас требуется!
   3. Много времени тратят ученики на подробное написание ответов по первым вопросам, в результате последний вопрос либо решается наспех, либо остается без ответа вообще. Возьмите с собой часы, планируйте время!
   4. Экзаменационные работы сдаются без проверки, поэтому в них содержится немало ошибок, которые можно было бы устранить самостоятельно. Будьте внимательны!

 

   К ОГЛАВЛЕНИЮ

  

(c) 2010-2014 Средняя общеобразовательная школа №38 ОАО "РЖД"
Тамбовская область, г.Мичуринск, мкр. Кочетовка, ул. 7Ноября, д.1   +7 (47545) 3-45-82   school38rzd@yandex.ru